1
Слыхали ли вы про город Североснежинск? Если нет, то это вина исключительно журналистов. Конечно, на земле есть куда более известные города и более красивые места. Кого заинтересует этот небольшой населенный пункт, закинутый в уральское предгорье за 65 параллель.
И в то же время Североснежинск — место по-своему уникальное, неповторимое и загадочное. Именно здесь произошли (а может, еще только произойдут) те потрясающие события, о которых мы хотим рассказать вам.
Начнем с того, что город этот — вовсе не дремучая таежная глушь, как может показаться на первый взгляд. Еще в середине 60-х годов прошлого века по инициативе Академии Наук здесь был создан закрытый научно-исследовательский центр. Чем занимались ученые, держалось в строжайшей тайне от всего внешнего мира, однако для жителей города никакого секрета не было. На окраине Североснежинска был построен экспериментальный термоядерный реактор — токамак.
Академики возлагали на свое детище большие надежды: во-первых, термоядерный реактор способен вырабатывать немыслимое ранее количество энергии, а во-вторых, в отличие от других источников, он полностью безопасен — в случае аварии достаточно лишь отключить рубильник. В идеале можно было даже надеяться, что относительно небольшой, в сравнении с обычными электростанциями, аппарат осветит если не всю страну, то по крайней мере соседние области. Конечно, это был пока прототип. Проводимые на нем эксперименты всего лишь подтверждали научные догадки, но энтузиазм ученых год от года рос, пока... Пока не наступили тяжелые времена.
В 90-е годы научный центр, конечно же, пришел в упадок. Город захирел и стал разваливаться. Наверное, он так бы и скатился до уровня средней руки поселка, если бы в начале двухтысячных в его окрестностях не нашли нефть. С этих пор все изменилось. В Североснежинск потянулись за длинным рублем нефтяники и прочие северные романтики. Городские кварталы снова начали расти. Молодой и энергичный мэр, приютивший в своей «вотчине» начинающего архитектора из Архангельска, позволил ему на месте снесенных старых бараков материализовать его дипломный проект. Так в Североснежинске возник суперсовременный квартал «Перспектива» в стиле хай-тек, прозванный в народе просто «Стекляшка», или еще проще — «Стакан». Здесь открылось несколько модных магазинов, кафешек и ресторанов, в том числе и знаменитый бар «Стакан» — любимое место сбора молодежи, а также небольшой кинозал.
В 2010 году в Североснежинске произошло и другое знаменательное событие. В город наконец вернулись ученые. В Курчатовском институте вспомнили о старом токамаке.
Нет, разумеется, в узком кругу специалистов о нем помнили, только круг этот был слишком узок, а материальные средства направлялись совсем в другие русла. Однако новые возможности пробили путь и на Североснежинск. Уже в первый год работы научного центра «Экспериментальный термоядерный реактор» в город перебросили целый отдел молодых специалистов с семьями и поддержкой в виде студентов-практикантов. Позже подтянулись седовласые профессора, а за ними уже и железнодорожные контейнеры, битком набитые дорогостоящим оборудованием: винтажные осциллографы - это, конечно, стильно, но бесполезно для работы XXI веке. Первый пробный пуск токамака отметили всем городом, кроме разве что нескольких человек, отчаянно строчивших жизнерадостные отчеты высшему руководству. Потрудились они недаром: внимательно изучив отчеты, начальство прислало новую партию как научных сотрудников, так и оборудования.
В 2015 год Североснежинск вошел уверенно и бодро. Ученые корпели над проблемами термоядерного синтеза, нефтяники зашибали деньги, геологи шастали по тайге в поисках новых месторождений и бурили все новые скважины. В городе же открыли новый концертный зал и сделали капитальный ремонт в психиатрической лечебнице.
Казалось бы, жить да радоваться. Только в мае же в Североснежинске начались очень странные события.
2
Стояла прохладная майская белая ночь. Небосклон с северной стороны отливал холодным синим, а ближе к горизонту алым цветом. Покрытые лесом высокие холмы, окружавшие город превратились в темные силуэты. Юные горожане, вышедшие на пятнично-субботнюю ночную прогулку, романтично любовались скромной красотой северной весны. А загулявшие посетители кабаков, слегка покачиваясь, возвращались к себе домой.
Неожиданно в воздухе что-то дрогнуло и загудело. Неладное почувствовали даже захмелевшие нефтяники. Импульс тревоги пробежал по нервам. В западной части небосклона силуэт гор завибрировал так, будто он был отражением в воде. Затем в небе появилось зеленоватое сияние. К сиянию в этих широтах все давно привыкли, но этот свет был каким-то непривычным, особенным. Казалось, что светятся не далекие слои стратосферы, а ближайшие к городу таежные перевалы.
Не прошло и получаса, как сияние угасло. Реальность снова приобрела привычные очертания. Протрезвевшие нефтяники уже почти перестали демонстрировать совершенное знание ненормативной лексики, которая в данном случае служила для выражения крайней степени изумления.
И тут явление повторилось, но уже с восточной стороны небосклона.
Среди гуляющей публики был и Гена Васюткин, известный в городе репортер, автор-сочинитель всех местных медиа- и интернет-сенсаций. Ему удалось наснять на мобильный телефон загадочное явление и тут же выложить в сеть. В результате «североснежинская рябь» (именно так окрестил журналист это загадочное явление) стала предметом горячего обсуждения в интернете. Те, кто верил в подлинность записи, выдвигали самые разные версии: от вторжения инопланетян до испытания нового оружия. Другие же считали ролик фейком, изготовленном в компьютерной программе с использованием спецэффектов. Так или иначе, но после той странной ночи Североснежинск стал необычайно популярным. Буквально на следующий день в него потянулись самые разнообразные личности: от профессиональных уфологов и экстрасенсов до обычных раздолбаев-туристов.
3
Вскоре после появления «ряби» в Североснежинске произошло еще одно заметное событие, относящееся к разряду преступлений. Прямо с авторского концерта был похищен известный в городе поэт и певец Кондрат Пересветов. Очевидцы похищения утверждали, что его прямо за кулисами забрала бригада скорой помощи, что в общем-то не вызвало особого удивления у горожан, поскольку бард уже много лет наблюдался у известного в городе врача-психиатра Николая Степаныча Иваничева. Несомненный талант артиста многие относили именно на счет его «сумасшедчинки». В конце концов, творческая личность должна чем-то выделяться из серой массы, хотя общество зачастую понимает это как отклонение от нормы.
На своем последнем концерте Пересветов и правда был не совсем в себе. Он сильно нервничал, слишком резко бил по струнам гуслей — своего излюбленного музыкального инструмента, а в довершение ко всему призвал земляков быть твердыми и сплотиться перед лицом надвигающихся бедствий, вызвав тем самым немалое замешательство в зале.
Наверное, поэтому карета скорой помощи, подъехавшая к Дому культуры, не вызвала ни у кого удивления. И лишь наутро выяснилось, что бард до психиатрической лечебницы так и не доехал. Анна Подольская, следователь уголовного розыска, взявшаяся за это дело, установила в ходе следственных действий, что медицинский транспорт был угнан прямо из больницы незадолго до начала концерта и впоследствии брошен на пригородном шоссе. Двое санитаров, забиравших Пересветова, по описанию не были похожи ни на одного известного сотрудника клиники. Следы похитителей терялись в лесу, а найденных на месте преступления улик оказалось недостаточно, чтобы делать выводы.
Похитители не выходили на связь, не требовали выкупа. Поиски, предпринятые волонтерами, также ничего не дали. Кондрат Пересветов просто исчез, и в уголовном розыске Североснежинска появилось еще одно незакрытое дело.
4
Однако исчезновение барда очень скоро перестало быть главной обсуждаемой новостью в городе. Всего через несколько дней произошли события, вызвавшие настоящий переполох среди всех съехавшихся уфологов и экстрасенсов.
Все началось с небольшого землетрясения. Серьезных разрушений и тем более человеческих жертв оно не вызвало. Спасатели сработали четко, а коммунальные службы быстро ликвидировали последствия стихии. Странности же были замечены только на следующий день, когда прибывшие в город туристы, сравнивая прошлые фотографии окрестных холмов с актуальными, обнаружили, что одна из вершин (как раз рядом тем местом, где была замечена та самая «рябь») несколько сместилась.
Татьяна Кирилловна Лисицина, экстрасенс из Петербурга, отправившаяся изучать место аномалии, обнаружила еще один странный факт. Суть в том, что гора сама по себе никуда не отъезжала. Непонятным образом будто бы исказилось само пространство. Так, до некого приметного дерева, до которого на глаз казалось всего несколько сотен шагов, Лисицына шла около полутора часов. А уфолог из Мурманска Валерий Стрижак якобы обнаружил и обратное явление. В том же лесу есть где-то тропа в несколько километров, которую теперь можно пройти спокойным шагом минут за пять. Места этого, правда, оба специалиста по аномальным явлениям никому не показывали, что не мешало многим верить им на слово.
5
Однако рекорд странностям и аномалиям был поставлен в Североснежинске в первый день лета.
Все началось с того, что многие горожане, оказавшиеся утром в центральной части города, внезапно обнаружили, что не могут этот район покинуть. Куда бы они ни шли, они непременно возвращались к площади Покорителей Севера и памятнику челюскинцам. При этом сама центральная площадь никуда не съезжала, а пространство вокруг нее не искажалось, как могли бы подумать уже привыкшие к подобным фокусам горожане. Любой человек мог в то утро беспрепятственно попасть в центр, а вот при выходе у него возникали проблемы. Создавалось впечатление, будто каждый, кто пытался пересечь невидимые границы аномальной зоны, впадал в транс и в этом измененном состоянии сознания все время возвращался назад.
Затем попавшие в невидимую западню горожане столкнулись с очередными странными явлениями. С крыши гостиницы «Приполярная» в сторону памятника челюскинцам стали лететь огненные шары. Продолжалось это «файер-шоу», впрочем, недолго. Следом на той же самой крыше по непонятной причине возник смерч, который тут же опустился на землю и будто бы стал гоняться за некоторыми прохожими.
Испуганные горожане стали искать убежище в домах. Те же, кто успел заскочить в холл гостиницы, спустились в подвал. Неожиданно для спасавшихся, именно там нашелся выход из аномальной зоны, но не на соседнюю улицу, а прямо на окраину города – в закрытые помещения научного центра ЭТР. И опять же, никто совсем не почувствовал, что преодолел под землей значительное расстояние. В администрации же города утверждали, что в Североснежинске нет никаких древних катакомб, а тайный ход проектом гостиницы предусмотрен не был.
И все это было только прелюдией к подлинным неприятностям, которые произошли в научном центре сразу после истории со спасавшимися горожанами. В случившееся невозможно поверить, но токамак внезапно оказался вывернут наизнанку. И если бы только наизнанку. Огромный «бублик» реактора изогнули в бутылку Клейна…
Нет, не в тот занятный сосуд с одной внутренне-внешней поверхностью, где носик «бутылки» продет через ее бок. Это оказалась невозможная в трехмерном человеческом мире бутылка, изогнутая в четвертом измерении. Чертова бутылка!