История дворца весьма интересна. Он был заложен и построен в 1510-1520 годах как резиденция королевского канцлера кардинала Уолси под впечатлением итальянских палаццо эпохи ренессанса.
В начале XVI века главный путь к Хэмптон-корту лежал по реке Темзе от самого Вестминстерского причала.
Знакомство с Хэмптон-кортом, окруженным парками и садами, обычно начинается с большого зеленого двора, позволяющего еще издали увидеть дворец и сразу же почувствовать его своеобразную живописность. Западный фасад ощетинился зубцами стен и надвратных башен. Одни из них — широкие, восьмигранные, очень похожие на башни Сент-Джеймсского дворца, другие — стройные, узкие, с шлемами наверший. Еще более причудливым делают силуэт здания целые «соцветия» каменных труб, тянущихся к небу. Если присмотреться, можно увидеть, что каждая из труб представляет собой виртуозную композицию из кирпича, положенного то ребром, то на торец, то выступающего под углом. Ни одна из них не похожа на соседнюю. Вообще в Хэмптон-корте можно найти немало примеров на редкость живописной английской кирпичной кладки. Необычен сам формат кирпичей — до 28 сантиметров длины при ширине почти в 23 сантиметра, а высоте — не более 5 сантиметров. Хэмптон-корт весь сложен из красного кирпича, но карнизы и контуры зубцов обведены белым камнем. В белом камне выполнены также навершия башен и ажурный переплет окна-эркера над воротами западного фасада — кружево, одетое на латы... В стену каждой восьмигранной башни вставлено по терракотовому медальону с рельефными изображениями голов древнеримских императоров. Аналогичные медальоны работы итальянского мастера Джованни да Майяно можно увидеть и в стенах башен в глубине дворца. Это одни из первых вестников искусства Итальянского Возрождения на английской почве.
К воротам дворца ведет каменный мост, переброшенный через ров и украшенный белокаменными фигурами геральдических зверей, полных высокомерия, держащих щиты с гербами королевского дома.
Если посмотреть на Хэмптон-корт с птичьего полета, то за его западным фасадом обнаружится чуть ли не целый маленький город. Кирпичные здания, зубчатые стены которых еще усилены башнями, расположены по сторонам нескольких дворов, следующих друг за другом.
Первый, так называемый Нижний двор - отличают асимметрично расположенные окна на фасадах, низкие двери под приплюснутыми «тюдоровскими» арками ведут в комнаты, где распологалась многочисленная свита. Второй двор — Часовой. Астрономические часы, находящиеся в его надвратной башне, показывают время, месяц, число, количество дней от начала года, фазы луны и время подъема воды у Лондонского моста.
Главной постройкой в этом дворе является холл, выстроенный специально для Генриха VIII и являвшийся самым парадным помещением его дворца. Как обычно, в художественном отношении наиболее интересен интерьер, и прежде всего — традиционные для холлов сложные деревянные перекрытия. По своей конструкции холл Хэмптон-корта близок холлам Вестминстерского дворца и Миддл-Темпла. Все три относятся к лучшим образцам построек такого рода в Англии. Но, в отличие от двух других, перекрытия холла в Хэмптон-корте, украшены резьбой, в которой ясно выражены орнаментальные мотивы эпохи Возрождения. В конце зала находится возвышение для королевского стола.
Непосредственно под холлом находится огромный пивной погреб, рядом с ним — винный. Его звездчатые готические своды заслуживают того, чтобы ими полюбоваться. Поблизости расположены и дворцовые кухни с вертелами, печами и жаровнями таких размеров, что они наверняка пришлись бы по вкусу самим Гаргантюа и Пантагрюэлю. Многочисленные хозяйственные постройки, соединенные небольшими двориками и переходами, теснятся с северной стороны дворца на полосе земли, тянущейся вдоль его парадных дворов. Эти здания с острыми коньками крыш и высокими каменными трубами отличаются своеобразной живописностью, образуя при этом разительный контраст с суровой и величественной архитектурой дворца.
Приземистый переход ведет из Часового двора в последний из парадных дворов — Фонтанный. Здесь как бы попадаешь уже в другую эпоху. Небольшой, квадратный, покрытый травой дворик обнесен лоджиями, над которыми ритмично, в ряд, расположены высокие окна, увенчанные фронтонами. Круглые окна в верхнем этаже обрамлены пышными резными каменными венками. Вся композиция увенчана балюстрадой. В облике Фонтанного дворика нет ничего, что напоминало бы о замках и крепостях. Его архитектура носит абсолютно светский характер, тогда как пропорции зданий отличаются спокойной уравновешенностью и гармоничностью. Единственно, что связывает этот дворик с предыдущими, — это использование тех же строительных материалов — красного кирпича и, для отделки, белого камня, да еще то, что все помещения расположены вокруг замкнутого пространства двора.
Окна жилых комнат и парадных залов дворца выходят всегда во дворик или в парк, разбитый перед южным и восточным фасадами. Парадные апартаменты образуют две длинные анфилады, каждая из которых начинается пышной лестницей. В интерьерах широко используется лепнина, резьба по дереву; росписи потолков полны аллегорических фигур, изображений античных богов и героев.
Если иногда поднимать голову наверх, то можно увидеть прекрасные потолки.