Чукураки

Чукураки

Потомственный шаман. Кладезь мудрости, эталон рассудительности и терпения. Обладает богатым духовным наследием предков и готовит приемную дочь перенять это наследие.

Индейское племя Макчапу испокон жило на отдаленном острове, вечно окутанном туманами, наверное, с тех времен, когда грозный бог Грорун сотворил Небо и Море, а затем с помощью гарпуна подцепил морское дно и вытащил его под солнечный свет. И едва только водоросли превратились в джунгли, а рыбы на извлеченной суше стали зверями лесными, Макчапу выбрали себе вождя, тогда как сам  Грорун выбрал себе шамана. Так и повелось в племени: два рода правили и решали, как людям жить — вожди, ведущие свою родословную от первого вождя Почмака, и потомки первого шамана Куручи.

Все это легенда, которую племя хранит в веках. Возможно, в эту историю с течением времени вкрались неточности, но суть ее никем из индейцев не подвергается сомнению.

Это уже потом из-за моря на остров пришли чужаки с белым цветом кожи и основали свое поселение. Макчапу, простодушные и дружелюбные по своей природе, в силу отдаленности острова многие столетия не знавшие войн, приняли чужаков спокойно и уступили им прибрежную полосу. Ведь Макчапу и так любили жить под покровом леса, избегая открытых мест, а белые, наоборот, сторонились джунглей и пугались обитавшего в них зверья. К тому же от пришельцев индейцы узнали много интересного, обрели новые навыки, а также наладили с ними простенький товарный обмен. Впрочем, частыми эти контакты назвать было сложно. Разве что за единственным исключением – вождь Макракта всегда желанный гость в доме губернатора Тильнберри Мальгедора. Еще бы! Ведь жена губернатора – его родная сестра.

 

В том самом месте, где Грорун зацепил гарпуном морское дно, высится гора, а там, где крюк прошил землю, до сих пор видна дыра. Дыра эта открывает вход в пещеру, где спрятан идол Гроруна. Никому из членов племени не позволяется приближаться к идолу, зал, в котором находится за железной дверью, заперт на замок с секретом. Общаться с идолом позволено только представителям шаманского рода. Даже вождю путь в пещеру закрыт. Правда, для обычных членов племени с главного идола сделано множество уменьшенных копий. Именно эти идолы используются во время праздничных ритуалов, к ним обращаются Макчапу в повседневной жизни. Считается, что копии с идола также несут в себе силу божества. Но шаману ли не знать, что истинная сила сосредоточена в камне, находящемся в пещерном храме.

 

Чукураки, как и все его предшественники, принадлежавшие к великому роду шаманов, избранному тысячелетия назад самим богом Гроруном, обладал тайными знаниями, доступными лишь избранным. Впрочем, семейные предания гласили, что некогда многие индейские племена, а не только Макчапу знали несоизмеримо больше, чем теперь, что великим наукам прошлого учили всех юношей и девушек, что на основе этих знаний индейцы создали великую цивилизацию и мощную империю... однако ни к чему хорошему это в итоге не привело. Разразилась великая война и немногие уцелевшие в ней по разумному соглашению выживших шаманов решили держать знания в глубокой тайне и не отдавать их людям, которые способны даже самую добрую и светлую идею обратить во зло.

Древние города были заброшены, книги спрятаны в хранилищах, а письменность забыта. Лишь шаманы нынче могут прочесть то, что написали древние, и то далеко не всякий из них способен до конца постичь всю глубину мысли древних.

Чукураки знал древнюю письменность и прочел те немногочисленные книги, которые хранились в святилище рядом с идолом Гроруна. Из этих трудов древних он знал, что помогло цивилизации древних добиться успеха и что ее погубило.

Каждое живое существо наделено жизненной энергией, и называется эта энергия «ай-я». Эти частички жизни есть повсюду, даже маленький муравей имеет свое ай-я. Но бывает такое, что природа наделяет ту или иную сущность большим ай-я.

Вот избытки этой энергии и научились собирать древние, а затем и использовать себе во благо. Сначала они качали ай-я из животных, а потом стали и у людей, обладавших сверхспособностями. Люди же с избытком ай-я всегда составляли лучшую часть общества. Лишившись таких людей, отняв у них силу, общество стало приходить в упадок. И теперь отнятое ай-я стало использоваться во вред. Люди создали сверхмощное оружие, спалившее древнюю цивилизацию в огне.

Память о тех страшных событиях сохранили шаманы, и теперь из поколения в поколения они передают друг другу страшное предостережение.

 

Так уж повелось, что клан шаманов так или иначе противостоит клану вождей. Вожди всегда хотят чего-то большего — власти, славы, новых земель и богатств. Не каждому вождю хватает мудрости удержаться от кровопролития. Конечно, вождю Макчапу на острове особо не с кем было воевать, и это обстоятельство несколько успокаивало шамана. И все же шестое чувство подсказывало Чукураки,   что от вождя можно ждать большой беды.

 

Возможно, всему виною та давняя история. Прошло почти тридцать лет, но ни Чукураки, ни Макракута так и не забыли ее.

В детстве Чукураки и Макракута были добрыми друзьями, чем вызывали неприкрытое недовольство обоих отцов. Мальчишки вместе играли, повзрослев, вместе охотились и выполняли общинные работы. Когда обоим было по четырнадцать, шаман объявил, что на праздник Гроруна возлагать дары к подножию ритуальной статуи будут самый сильный юноша и самая ловкая девушка. Самым сильным будет тот, кто добудем на охоте большего зверя, а самой ловкой та, кто изловит самую быструю птицу. Среди девушек своей ловкостью выделялась Антика – умница и красавица, что было еще одним стимулом для юношей Макачапу выиграть состязание на охоте.

Чукураки, в последнее время больше посвящавший себя занятиям, нежели охоте, невыгодным образом выделялся среди сверстников. Зная, что ни луком, ни копьем он не добудет курагара, юноша решил действовать иначе. Несколько дней он готовил  ловушку – рыл яму, укреплял боковины, устанавливал острые колья. В день большой охоты Чукураки бросил в западню приманку и устроился неподалеку в ожидании зверя. Курагар появился примерно через час. Хищник шел к западне, ловя носом запах свежего мяса. Но что это? Следом за зверем по джунглям крался охотник, выбирая удобный момент для атаки. Еще мгновение и воздух рассек свист летящего копья. Чукураки вскочил на ноги, не веря в то, что добыча попадет в чужие руки. Хищник резко развернулся на звук, и в это время копьё пронзило шею зверя. Раненый курагар прыгнул на растерявшегося юношу. Спасло Чукураки лишь то, что между ним и курагаром была ловчая яма. Раненый зверь, не рассчитав силы на прыжок, угодил прямо в западню. Из джунглей стрелой вылетел Макракута. Довольный, он объявил другу:

- Ты видел, как я пронзил его? Крупнее зверя никто не добудет.

Чукураки пытался отстоять свою победу:

- Но ты ведь только ранил курагара. Он мог уйти от тебя, а мог и порвать в ярости. Это моя яма убила зверя.

Так и не придя к согласию, юноши отправились в деревню. Конечное слово в решении любых споров традиционно принадлежало вождю племени. И он выбрал победителем Маракуту. А накануне праздника шаман объявил, что он прочел знаки, которые говорят: Грорун не желает пышных церемоний, поэтому возложение даров он проведет сам в пещерном храме.
Чукураки затаил обиду на друга. Все больше времени он отдавал овладению древним знаниям, отдаляясь от сына вождя. Прошли годы, еще больше разделившие Чукураки и Маракуту на два непримиримых лагеря – «знание» и «власть».

Шаман знал — на это указывал древний календарь, что очень скоро жизнь племени изменится. Грядет новое воплощение бога Гроруна, которое совершается примерно раз в пятьсот лет. Чукураки был уверен, что Грорун явится в облике чужеземца, ведь иногда во время камланий он будто слышал голос того божества — голос чужой и нездешний, похожий на голос заморских поселенцев с берега.

Однажды голос этот сказал шаману: «Скоро ты найдешь на пороге девочку, прими ее как свою дочь. Я приду, но не так скоро - когда твоя дочь вырастет».

Шаман не был еще женат и пока не спешил заводить семью. Но Учукчилакота стала дочерью шамана. Не родной, конечно, дочерью, а приемной. Чтобы убедиться в этом, не нужно узнавать семейные тайны. Достаточно просто  взглянуть на иссиня-черную кожу, какой никогда не было у макчапу. В деревне шептались: что это за шаман – дочь черной рабыни? Сплетни злопыхателей стихли, когда у Учукчилакоты в шесть лет открылись необычные способности. Она силой мысли могла двигать тяжелые предметы, взглядом разжигала огонь для священного костра, а еще могла подпрыгнуть и надолго зависнуть в воздухе.

Тем временем Чукураки решил, что настало время привести девочку в тайных храм Гроруна и посвятить ее в тайны древних. Если ребенок, и правда, родился особенным, нужно как можно раньше обучить ее древним знакам, заклинаниям и ритуалам.

 

Чукураки хорошо помнил тот день, когда он впервые привел Учукчилакоту в пещеру Грорума.

Тайная пещера, служившая храмом, была хорошо освещена, причем совсем непонятно было, где источник света. Светом был просто наполнен весь воздух вокруг каменной статую божества, и ничто не отбрасывало тень. Каменный Грорун восседал на троне. Его руки были протянуты ко входу, а ладони обращены вверх. В правой руке бог держал сияющий камень, наполненный силой и волшебным светом. Учукчилакота подошла к идолу и вдруг лицо ее исказилось, в глазах мелькнул страх. Но девочка осталась стоять, внимая беззвучному богу.

С тех пор прошли годы. Чукураки передал своей дочери магические знания предков, и теперь она помогала шаману при совершении обрядов. Научилась она и лечить людей, правда чудес исцеления не показывала. Умение летать, двигать мыслью предметы и разжигать взглядом огонь никуда не исчезли, а наоборот развились.

 

Три года назад в окрестностях стали наблюдать необычное явление. Как-то посреди ночи жители деревни были разбужены странным звуком – не то ревом, не то стоном. Так в джунглях кричит раненый зверь. Только в этот раз звук доносился откуда-то со стороны черной скалы и был он несоизмеримо сильнее, чем рев какой-нибудь дикой лесной кошки. Это крик был похож на звериной, но по силе своей мог принадлежать божеству либо какой-то ожившей природной стихии. Лишь вождь и несколько храбрых юношей, среди которых был и Акулаки, решились идти ночью к черной скале. Вернувшись же по утру, они рассказали, что увидели. Прямо над гладью озера вокруг выступающего из воды камня кружил дивный крылатый зверь, весь, будто вылитый из золота. Золотая грива вокруг мощной головы развевалась в воздухе, а длинный хвост с золотой кисточкой бил по воде и поднимал волны. Зверь был в беспокойстве и кричал, оглядывался по сторонам, будто искал помощь, при этом ранен он не был. Только крылья неумело сбивались с ритма, как у молодого орла, впервые поднявшегося в небо.

 

Макракута и его товарищи спрятались за скалами и, затаив дыхание, в свете луны наблюдали метания невиданного зверя. Он же, едва на востоке появился первый багряный отсвет приближающегося дня, резко взмыл в небо и рванул в сторону горы.

С этих пор жители деревни стали по ночам слышать крик золотого крылатого зверя. Были и те, кто, следуя примеру вождя, приходили ночью к озеру и наблюдали ту же картину. И только Акулаки сказал соплеменникам:

- Я дал клятву совершить три подвига. Два из них я уже совершил, теперь же настал черед третьего. Я обещаю прийти ночью к Черной скале, изловить крылатого зверя и принести его в племя связанным.

Акулаки, статный парень, которого даже вождь Макракута выделял из всех остальных юношей племени, не боялся ни шквального ветра, ни грозного шторма, ни диких зверей. Еще подростком он сказал себе, что до 20 лет он должен совершить три подвига и только потом искать себе жену. И он уже успел совершить два подвига – спасенная женщина из пламени пожара и чудом вытащенный из водоворота мальчик.

Сопровождать Акулаки вызвалась Покача – молоденькая девушка, год назад потерявшая родителей:

- Акулаки, я хочу пойти с тобой и помочь тебе!

Но юноша был неумолим, он заявил, что свой подвиг совершит непременно один.

 

В ту ночь Чукураки не спал. И дело было даже не в том, что Учукчилакота снова ушла к горе, и отцовское сердце было не на месте. Странное предчувствие мучило шамана. Иногда он впадал в полузабытье, и тогда его внутреннему взору представал идол Гроруна. Божество будто хотело что-то сказать, куда-то направить своего служителя. Но дослушать волю божества Чукураки все не удавалось. Сон прерывал то внезапный крик ночной птицы, то резкий порыв ветра.

Ближе к утру шаман услышал странный шорох рядом со своим домом. Выйдя на улицу, он увидел перепачканного кровью храброго Акулаки. Юноша лежал бледный, без сознания, еле живой. Рука, чуть ниже плеча была плотно перевязана. Под повязкой Чукураки обнаружил сквозную рану от стрелы. Шаман понял, что стрела серьезно повредила кровеносную жилу, и юноша потерял много крови.

К счастью, тут же вернулась из лесу Учукчилакота и вместе с отцом принялась ухаживать за раненым. Темнокожая дочь шамана колдовала над ранами, прикладывая к ним травяные мази, пыталась влить в уста юноши целебный отвар,  но он потерял слишком много крови, а потому почти не приходил в себя.

- Мать-земля Вайана, спаси сына своего! – просил в своей молитве шаман, совершая обряд, но и сам не верил, что богиня придет на помощь. Юноша умирал, и никто не мог ему помочь.

 

Покача была раздавлена горем. Чукураки стоило немалых сил оттянуть ее от раненого, чтобы она не мешала проведению обряда.

 

В очередной раз вознося мольбы Гроруну, шаман замолчал на полуслове. Бледное лицо Акулаки наливалось краской прямо на глазах. Юноша открыл глаза и сел, моргая и непонимающе глядя по сторонам. Он был абсолютно здоров. Шаман и его дочь проводили храбреца на площадь. Изумленные Макчапу окружили юношу  со всех сторон.  Люди, видевшие чудесное выздоровление Акулаки, кричали:

- Слава великому шаману! Он вернул к жизни нашего дорогого друга.

Но шаман и сам не мог скрыть своего удивления, равно как и Учукчилакота, время от времени бросавшая на него изумленные взгляды.

 

На площади появился вождь племени Макчапу.

- Я ничего не понимаю, – кинулся к Макракуте Акулаки. – Я спал, мне приснился странный сон, будто я охотился на золотого крылатого зверя и был ранен, но я проснулся – и сон улетел. А люди утверждают, что я, и правда, был ранен и чуть не умер. Но вот же я, живой!

- Шаман излечил тебя! Шаман и его дочь! – кричали люди.

- Да, наш шаман сильный, - подтвердил вождь. – Он тебя вылечил и сделал так, чтобы ты считал, что это сон.

 

Чукураки сразу понял, что случилось нечто из ряда вон выходящее. Сам Грогун вмешался в ход событий и спас юношу. Но что же заставило грозного бога обратить внимание на смертных?

Взгляд шамана упал на Кракочуку, который сидел прямо у начала тропы, ведущей к тайному храму, а на коленях у него лежала спящая Покача. Юноша целовал девушку, что-то говорил ей на ухо, время от времени тряс за плечо, но Покача не просыпалась. Чукураки подошел к ней – и тут же почувствовал следы мощного потока ай-я, прошедшего через ее тело. Да, простому человеку, сложно выдержать такое. Большинство бы на месте Покачи умерли бы, и то, что Покача еще было жива, говорило только о том, что и она сама обладала собственным сильным ай-я. Насколько сильным, станет ясно по тому, как скоро она проснется.

Источником силы, усыпившим Покачу, мог быть только камень Гроруна.

- Где ты ее нашел? – спросил шаман Кракочуку.

Юноша немного замялся.

- Я увидел, что Покача пошла к горе. Я направился следом. А потом нашел ее на тропе спящей…

- На тропе? Недалеко от пещеры?! – грозно спросил шаман.

- Да… - выцелил из себя Кракочук.

 

И шаман отправился в пещеру к Гроруну.

Запертая на секретный замок дверь храма была открыта. Камень Гроруна находился на привычном месте, в руке идола. Чукураки осторожно прикоснулся к нему.

«Береги свою дочь!» - беззвучно промелькнули слова в голове шамана.

 

Когда Чукураки вернулся в деревню, Покача уже проснулась.

«Сильная девочка! - подумал шаман. – Однако она нарушила закон, а потому не может не понести наказание».

- Покача! Ты нарушила запрет! Ты была в пещерном храме! – проревел Чукураки. – Именем Гроруна ты приговариваешься к изгнанию! Больше твоя нога не ступит на нашу землю!

 

Девушка беспрекословно выполнила волю шамана. Собрав вещи, она ушла в город, где утроилась на работу в таверне.

 

С тех пор прошло три года, и новое событие вихрем ворвалось в степенную жизнь Макчапу.

Любой макчапу знает, что грозный бог Грорун существует не только в облике идола. Каждые полтысячи лет он заново рождается в облике человека. Неизвестно точно, когда и где он родится, какой внешний вид примет, но это неприменно произойдет, и тогда для племени наступят счастливые времена. Даже если Грорум вновь появится на свет на другом краю мира, он найдет способ вернуться к Макчапу. И как утверждали шаманы, это должно было произойти очень скоро.

 

И это свершилось. Однажды из нависшего над морем тумана высоко в небе показался темный кокон, чем-то напоминавший спелый плод батата. Он двигался медленно, прямо к острову, затем постепенно стал снижаться. Кокон приземлился прямо на склоне горы.

Шаман Чукураки, наблюдавший это явление был необычайно взволнован. «Это наш бог Грорун! - торжественно объявил он. - Именно так выглядели коконы, в которых летали наши древние предки, знавшие Гроруна во время его предыдущего пришествия».

Шаману все верили беспрекословно.

Вышедший из кокона человек по внешнему виду был похож на чужестранных прибрежных поселенцев.   Это говорило только о том, что в нынешнем своем воплощении Грорун родился далеко за морем, там же, где и белые чужаки. Говорил Грорун на наречии, похожем на язык Макчапу, но все же отличавшемся от него. Хоть с трудом, но понять было можно.

Все племя оказало новоявленному богу великие почести. Шаман же провел Гроруна к горе, к входу в пещеру, где располагался алтарь, и оставил его там наедине с идолом.
С тех пор Грорун, которого в человеческом облике звали Анельберт, каждый день стал наведываться в небольшой зал с древними книгами при пещерном храме. Вход туда был отдельный, не через главную арку, ведущую к храму Гроруна. поэтому никто его не видел и не беспокоил, хотя и так особо беспокоить было некому. К обеду Грорун-Анельберт обычно приходил в деревню, и там его обильно и вкусно кормили.

 

В тот день – 31 декабря - Чукураки возвращался с ежедневного ритуала жертвы Гроруну в пещерном храме. Божеству была оставлена первая выловленная в этот день рыба. Улов был отменный и рыба хороша. Под конец дня Чукураки собирался съесть ее вместе со своей дочерью, и этот ритуальный жреческий ужин и считался принятием жертвы божеством. Войдя в деревню, он увидел большую толпу соплеменников, собравшихся на площади. Посреди связанным стоял какой-то белый путешественник.

 

- Зачем ты пришел? – вопрошал вождь, а пленник издевательски улыбался.

 

Шаман понял, что пора вмешаться. 

 

- Макракута, зачем ты связал этого несчастного? – громко заявил он, выходя в центр площади. - Или оно обокрал тебя? Это же обычный путешественник, который интересуется нашей жизнью.

 

- Этот человек говорил о каком-то обманщике и мошеннике, который есть среди нас, - ответил вождь. – Вот я и хочу, чтобы он во всеуслышание назвал его имя.

 

- Его имя Фавракус, - подал наконец голос пленник. – И если вы его мне покажете, я подтвержу.

 

- Тогда нам надо позвать нашего живого Гроруна. Пока он среди нас, именно он решает судьбу преступников и вершит суд, - заключил шаман.

 

Чукураки подумал, что неплохо было бы послать Учукчилакоту за Анельбертом-Гроруном. Шаман поискал взглядом дочь, но не нашел ее. Да и необходимость в этом отпала – их ожившее божество появилось на площади.

 

- О, Грорун! – закричало племя, заметив того, кого при рождении окрестили Анельбертом.

- А вот и Фавракус, о котором я вам говорил! – воскликнул пленник. – Вот тот человек, которого я ищу.

- Так это ты его назвал мошенником и обманщиком! – произнес вождь, и сложно было понять, какое чувство и какие мысли вложил Макракута в эти слова.

 

То, что началось в следующий миг, обычно называется всеобщей смутой. Чукураки яростно защищал своего бога, а Макракута требовал схватить его. Часть племени встала на сторону шамана, а часть – на сторону вождя. Споры по поводу подлинности бога или самозванства Гроруна-Анельберта были настолько горячими, что поглотили всех и вся.

 

Умолкнуть разгоряченную толпу заставил сильный окрик.

- Люди Макчапу! – вопил на всю деревню густо намазанный краской и как-то нелепо разряженный индеец. - Я посол из племени Чучуга. Я прибыл говорить с вами!

 

Люди моментально затихли, а вождь, насмешливо разглядывая посла, заявил:

- Я Макракута, вождь Макчапу. Как ты попал к нам?

- Я прибыл на лодке с другого острова. Наше племя хочет заключить с вами союз. Союз против белых людей.

 

И в этот момент над островом среди ясного неба разразилась невиданная буря. Макракута пригласил Джунго в свой дом.

 

«Только этого нам не хватало! Война с белыми не принесет ничего хорошего», - так думал Чукураки, пережидая бурю в своем доме.

 

Уже поздно вечером, когда стихия утихомирилась, шаман отправился в храм, чтобы забрать жертвенную рыбу. Как обычно, он дошел до пещерного храма, прошел через арку во чрево горы. И уже тут ему показалось, что произошло что-то неладное. Взглянув под ноги, он обнаружил ореховую скорлупу, будто кто-то небрежный съел орех, а очистки выкинул под ноги.

«Здесь кто-то бал? ЗДЕСЬ КТО-ТО БЫЛ!»

Чукураки, не шел, не бежал - он летел в зал Гроруна. Тяжелая каменная дверь была закрыта на древний зашифрованный замок, код от которого знал только он, его дочь, и Анельберт-Грорун, по всей видимости, и правда, оказавшийся самозванцем.

Предчувствуя неладное, Чукураки открыл дверь и тут же… наткнулся на целый отряд белых солдат, запертых в храме. Они толи спали, толи дремали, но на появление в пещере индейца никак не отреагировали.

Но самым главным было не это! Шаман, не веря глазам, смотрел на каменное божество: камня Гроруна в руке идола не было!

Чукураки был один, а солдат – целая дюжина. Потому шаман захлопнул снова дверь и отправился в племя за помощью. Не смотря на поздний час, все собрались на центральной площади.

 

 СТ - наследие древних индейцев и все, что с этим связано

---

Запомнить комбинацию замка, ведущего в храм Гроруна запомнить не так уж и сложно. Специально для этого из покаления в покаление из уст в уста передается легенда о сотвоении мира. Собственно надо всего лищь нажать картинки в той последовтельности в которой они упоминаются в легенде. После этого нажать кнопку подтверждения. А чтобы не ошибиться и не забыть ничего на замке есть подсказка - 11 кружочков рядом с кнопкой подтверждения означают, что в комбинации 11 символов.

Вот текст легенды с выделенными словами:


О сотворении мира
Когда-то не было ничего, был только великий бог Грорун. И создал Грорун Небо и Воду. Земля была только на самом дне океана. И тогда взял Грорун огромный гарпун, метнул его в море и вытянул гарпуном сушу. Так появился остров посреди Большой Воды и гора Гроруна. 
Водоросли превратились в джунгли, а морские обитатели стали жителями лесными. И появились люди и назвали себя Макчапу. И выбрали люди Макчапу себе первого вождя Почмака. А Грорун выбрал себе шамана Куручи.
И рассказал Грорун Куручи имена зверейптиц и растений. И дал мудрость и силу. И завещал бережно хранить то, что подарил, ибо придет срок и он придет и спросит бережно ли они хранили то, что он им подарил.
И будет так снова и снова...

То есть комбинация такая: 
5-человек с крыльями
3-звезда
4-кувшин
7-цветок
6-мунал
2-человек с копьем
9-человек с бубном
6-мунал
1-птица
7-цветок
8-песочные часы