Канал Грибоедова

Канал Грибоедова

Извилистый канал, прорытый частично по руслу бывшей речки Кривуши, дабы осушить болото, некогда находившееся в районе Марсова поля. Прежде носил название Екатерининского канала. У Достоевского в "Преступлении на наказании" презрительно назван "канавой". В народе именуется также "Грибканалом".

Тень блистательного Петербурга

Главное действующее лицо в Санкт-Петербурге — это Нева. Она на этих землях хозяйка, здесь всё подчинено ей. Величественная, полноводная, на первый взгляд спокойная, но страшная в гневе. Река — труженица, кормилица и красавица. Самая молодая река Европы, успевшая многое на своем веку повидать. Она неразрывно связана с Санкт-Петербургом, который так часто и называют — Город-на-Неве. 

Пробивая четыре тысячи лет тому назад себе русло из Ладоги в Балтийское море, Нева разделилась на несколько рукавов и образовала множество островов. Потому в Петербурге сейчас так много рек, притоков, протоков, ериков, а также рукотворных каналов и канавок. В Потаенном Петербурге это отдельные личности со своими  характерами, но все они многочисленная семья Невы. Сложно сказать, в каком они находятся родстве, ведь у рек всё по-другому, не так, как у людей.

 

Канал Грибоедова — один из немногих кавалеров в обществе дам: рек, речек и канавок. Он протекает через парадные и непарадные кварталы исторического Петербурга, а потому знает жизнь Великого Города с разных сторон. Федор Михайлович в своих романах описывал знакомую ему жизнь. Впрочем, канал и сам не может похвастаться благородством своего происхождения. Он был проложен по руслу реки Кривуши с целью осушения болота в районе нынешнего Марсова поля. И в то же время он очень стильный молодой человек, и две речки, Мойка и Фонтанка, протекающие поблизости, соперничают за его внимание. Грибоедов даже не знает, кому отдать предпочтение.

 

Каждый год в самую короткую белую ночь в Потаенном Петербурге дух Петра Первого устраивает грандиозный праздник.

 

Феерия белой ночи

Феерия белой ночи устраивается каждый год на пике лета, в самую короткую ночь, в лучших традициях празднеств петровской эпохи — с музыкой, салютом из петропавловской пушки и фейерверками. На это восхитительное и торжественное действо приглашаются все обитатели Потаенного Петербурга, но все же главные его участники — все реки, речушки и каналы Северной столицы. Санкт-Петербург — порт у выхода в море, однако традиционно это не столько морской, сколько речной город.

Нева — главное действующее лицо праздника. Она подлинная хозяйка этих мест, наделенная характером и душой. В Потаенном Петербурге все духи, образы, существа и сущности могут иметь человеческое тело, потому и Нева предстает в облике величественной молодой красавицы в костюме петровских времен. Но и ее родственники: рукава, притоки, каналы и канавки — также блистают на праздники. Самые озорные из них участвуют в грандиозных гонках на гиппокампах — полуконях-полурыбах. Соревнования эти устраиваются между стрелкой Васильевского острова, Петроградской стороной и левым берегом, и целые толпы собираются на набережных, чтобы узнать победителя.

Праздник начинается обычно в полночь, когда Медный всадник сходит со своего коня, спускается с Гром-камня и поднимается на борт своего любимого Ботика, который ему подгоняют из Петропавловской крепости. Все это время гремят фейерверки, а с набережной долетают радостные крики: “Виват!”

Праздник на воде длится до утренней зари, то есть до половины четвертого утра, но и после восхода веселье не прекращается.

 

 

Грибоедов уже опаздывал на праздник. Пробило полночь, а он только собрался оседлать своего Грибка — быстроногохвостого гиппокампа, как вдруг на Львином мостике он увидел девушку.

Все реки и каналы из Потаенного Петербурга могут видеть людей в Петербурге реальном, если те плывут по воде на лодке и корабле. Они могут видеть и тех, кто стоит на набережной или мосту. Девушка, на которую обратил внимание канал стояла возле льва Мурмурация и держала его за лапу. В этом не было ничего удивительного: петербуржцы верят, что если в полночь 22 июня взять за лапу льва с Львиного мостика и загадать желание, оно непременно сбудется. Странным было другое. Девушка держалась не за лапу статуи, а за живую лапу, а значит, находилась она в Потаенном Петербурге.

Души умерших людей иногда попадает в Потаенный мир, если они были сильно влюблены в этот город. Если девушка стояла на мосту, то, возможно, она бросилась с него. Петербургские реки часто спасают утопленников от ада, оставляя в этом особом, удивительном Потаенном мире.  

Грибоедов пошел к ней. Девушка уже отпустила лапу Мурмурация, она стояла у ограды моста и внимательно рассматривала Грибка, который от нетерпения плавал у маленькой пристани кругами,

— Ну что ты стоишь? — сказал утопленнице Грибоедов. — Гиппокампа не видала? Поехали кататься! Праздник уже начался!

Девушка от изумления не смогла произнести ни слова. Грибоедов подхватил ее под руку и повел к пристани. Сбегая по каменным ступенькам, он успел громко свистнуть, призвав к себе Гиппокампа.

— Садись и держись крепче! 

— Но как… Я не… — выдавила из себя девушка.

— Нет времени, опаздываем. По дороге объясню.

Грибоедов подхватил утопленницу за талию, посадил в седло перед собой и погнал в сторону Спаса-на-Крови.

— Тебя как зовут? — спросил он на первом же повороте.

— Настя. Анастасия Цветкова. А тебя?

— Канал Грибоедова, — усмехнулся канал. — Можно просто — Грибоедов. Некоторые меня зовут Грибканалом, но мне это не нравится. 

— Грибоедов? Это фамилия, а по имени как?

— Если тебе так хочется по имени, то зови Сашей. Грибоедов Александр Сергеевич. Разве не учила в школе? 

— Учила, — машинально ответила Настя, плохо осознавая происходящее. — Горе от ума. Монолог Чацкого. Карету мне, карету…

Грибоедов тем временем продолжал: 

— Ты лучше расскажи, Настя, Анастасия Цветкова, зачем ты утопилась? Опять несчастная любовь?

Настя чуть не свалилась с мокрой спины гиппокампа.

— Утопилась?! Почему утопилась?! Я не топилась! И не собираюсь топиться! Я жить хочу!

— Почему же тогда я тебя вижу? Почему я увлек тебя, твое тело по водам канала?

— Я живая! — изо всех сил закричала Настя. — Я не топилась! Не прыгала в воду! Я пришла ко львам загадать желание! Желание про дальнейшую жизнь! Высади меня немедленно! 

Грибоедов резко дернул водного коня за уздцы. Гиппокамп затормозил с громким, булькающим ржанием. 

— Настя, ты хочешь сказать, что ты живая? Ты из реального мира? Но как, каким чудом ты попала к нам, в Потаенный Петербург? Ты что-то сделала?

— Я только подержала льва за лапу и попросила его мне помочь… 

— Странно. Ладно. Разберемся, Потом, — заключил Грибоедов, припустив коня рысцой. — Сейчас мы опаздываем.  

 

Грибоедов выехал с Настей на невский простор под торжественную музыку и гром фейерверков. 

— Как красиво, — воскликнула Настя. 

— Это праздник. Феерия белой ночи, — ответил ей Грибоедов. — Мы немного покатаемся, а потом я тебе оставлю на берегу. У нас будут скачки, и я участвую. 

Гиппокамп мчался к Васильевскому острову. Там все реки и каналы были уже в сборе. Грибоедов поймал на себе ревнивые взгляды девушек. Это позабавило его и чтобы еще больше их раззадорить, он нежно прижал к себе Настю. Заметив этот жест, Мойка отвернулась и куда-то умчалась на своём скакуне. Грибоедов рассмеялся.

А потом начались скачки, и Грибоедов, как и обещал, высадил Настю на Стрелке. 

 

И тут началось нечто невообразимое. Внезапно поднялись гигантские волны, хотя никакого ветра не было. Парусники на Неве накренились, как на картине у Айвазовского, а гиппокампы со всадниками в страхе разбежались в разные стороны. А в центре водоворота оказался Ботик Петра. Петр вцепился в мачту и, несмотря ни на что держался на ногах. 

Когда все успокоилось, Грибоедов пытался найти на Стрелке Настю, но так и не нашел.