Сканда

Сканда

Предводитель войска богов, бог войны. Сын Шивы

Кто не знает на Кайласе Сканда, сына Шивы и Парвати? Это такой бравый парень с шестью головами, двенадцатью руками и ногами, что ездит на павлине с копьем и луком, под знаменем с изображением петуха. Возможно, он не столь любим и почитаем людьми, как его родной брат Ганеша — бог мудрости, покровитель наук и искусств, богатства и благополучия. Он такой многогранно развитый, умный, рассудительный, обаятельный. Бог войны нравится не всем. Зато все проблемы он решает просто и прямо. Сканда может выглядеть и более нормально, с привычным количеством голов и конечностей. Но во время боя или хорошей драки дополнительные руки-ноги не бывают лишними, а круговой обзор с помощью двенадцати глаз помогает лучше воспринимать боевую обстановку.

Родители Сканда — Шива и Парвати, но именно с ними есть некоторые проблемы. Отец Шива имеет очень сложный характер, олицетворяя собой и разрушение, и созидание. Он может быть добрым и справедливым, но при этом часто впадает в гнев и в своей ярости бывает непредсказуем и страшен. Даже Ганеша в детстве серьезно пострадал от ярости Шивы. Шива умудрился лишить его головы за то, что малыш не пускал его в покои к супруге. Но чтобы успокоить жену, Шива создал Ганеше слоновью голову. С этих пор Ганеша и живет с хоботом и бивнями.

Что же касается матери, то с ней вообще все очень непросто. Великая Дэви вообще многолика. Она имеет множество форм и в каждой из них проявляет разный характер и даже имеет отдельное имя. Парвати, родившая Сканду и Ганешу, добра, нежна, мила. Но все чаще Кайлас видит ее как гневную Чанди.

У Шивы много детей. Есть среди них и любимая дочь Манаса. Именно с ней и связана эта история.

***

В давние времена под основанием священной горы Меру стоял Бхогавати — великий город нагов — людей-змей. Наги обладали способностью перевоплощаться и менять облик с змеиного на человеческий и наоборот. Иногда наги в человеческом облике пробирались к людям и жили среди них. Нагайны превращались в девушек несравненной красоты и выходили замуж за царей и правителей, передавая своему поколению волшебные способности.

Наги любили роскошь и окружали себя драгоценностями. Подземный Бхогавати был наполнен светом от сияния драгоценных камней и золота. Наги были мудры и великодушны, их уважали боги, им поклонялись люди.

Однажды благородная Кавья, мать царя нагов Васуки, слепила статую девушки, которую назвала Кадрой. Статуя эта была такой прекрасной и живой, что сам Шива, гостивший у Васуки, воспылал к ней страстью. Любовь бога творит чудеса. Из пролившегося семени Шивы появилась живая дева. И получила она имя Манаса. Узрев несравненную красавицу, разгоряченный Шива тут же захотел и с ней сблизиться, но Манаса резко отказала ему, напомнив, что она его дочь. Васуки, который в тот момент в облике змея покоился на шее Шивы, встал на сторону Манасы, признал ее своей сестрой и наделил способностью излечивать от яда.

Шива забрал Манасу с собой на Кайлас и представил своей семье как дочь, но жена Шивы — Чанди, гневная форма Велкикой Дэви, невзлюбила ее, потому что подозревала полубогиню в любовной связи со своим мужем. Манаса требовала к себе такого же отношения, как к Сканде и Ганеше, но Чанди отказывала ей в этом, постоянно устраивая ссоры и скандалы. Сканда поддерживал сторону матери, а мудрый Ганеша пытался всех примирить. Он испытывал добрые чувства к своей сводной сестре и ему не нравилась нынешняя форма его матери Парвати. Слишком вспыльчивой и ревнивой казалась ему Чанди.

Манаса любила своего отца и даже однажды спасла его от смертельно опасного яда, который Шива выпил во спасение жизни на Земле. Однако Чанди продолжала упорствовать, отвергая полубогиню. В гневе Чанди выжгла ей глаз, а Манаса, в свою очередь, ядовитым взглядом заставила Чанди потерять сознание. Уставший от их ссор Шива принял решение оставить Манасу и отнести ее в отдаленное место. А чтобы ей не было одиноко, Шива создал из пролитых им слез раскаяния богиню-сестру Нету.

Ганеша и Сканда спокойно отнеслись к появлению еще одной сестры. Чанди не возражала, ведь она знала, что Нета не плод измены ее мужа. Чанди была рада, что ненавистная Манаса покидает наконец дом.

Манаса и Нета поселились в Бхогавати, во дворце царя нагов, который считался братом Манасы.

Прошло некоторое время, и до Кайласа дошла весть о свадьбе Манасы и отшельника-брахмана Джараткару, который прежде дал обет безбрачия, но отказался от него по настоянию духов предков. Царь Васуки позвал на свадьбу Шиву, его многоликую супругу, Ганешу и Сканду.

Все гости с Кайласа были размещены в роскошных покоях дворца Васуки. А самые лучшие покои достались Шиве и Чанди — отдельно друг от друга.

Васуки выделил для Чанди одну из лучших комнат и отправил к ней своего лучшего ювелира — Лочана. Тот принес для супруги Шивы подарки — знаменитые нагские украшения.

Накануне свадебной церемонии Сканда заметил, что его сестра Нета чем-то— расстроена. Он спросил, что с ней происходит, и Нета призналась, что всему виной разговор с Васуки, который очень плохо отзывался за глаза о Чанди, вспоминал об обидах, что она причинила Манасе. Васука пытался настроить Нету против нее, хотя в глаза и при Шиве хвалил и дарил драгоценные подарки.

Узнав о лицемерии Васуки, Сканда пришел в ярость и пообещал разобраться с царем нагов. Он уважал свою мать, даже в облике Чанди.

После свадебной церемонии, ближе к ночи Сканда нашел Васуки и потребовал объяснений. Выяснение отношений вылилось в ссору, а потом и в серьезную драку, которая развернулась посреди центрального зала. Сканда, как обычно расшестерился и ударил по царю нагов всей своей мощью, зато Васуки обернулся гладким и извивающимся змеем, по которому трудно было бить кулаками. Битва была яростной. 12 глаз Сканды позволяли видеть многое, в том числе и странную пробежку молодоженов. Сначала из комнаты выбежал Джараткару, а потом и Манаса вслед за ним.

Сканда — парень упорный, он в конце концов добил бы скользкого Васуки своими двенадцатью стальными кулачищами, но вменался Ганеша, который вышел из покоев Шивы. Мудрый брат вмешался и разнял драку.

Сканда вздохнул, собрался воедино и ушел в свою комнату, где застал Нету. Она прогуливалась по центральному залу, испугалась драки и забежала к нему.

Потом все успокоились и вернулись в свои комнаты. Все, кроме Джараткару.

Дело в том, что Чанди, не упустила случая испортить своей падчерице первую брачную ночь. Она посоветовала Манасе в качестве ожерелий использовать змей, а после подкинула в комнату молодоженам лягушку. Завидев жертву, змеи тут же начали охоту, смертельно напугав жениха.

Джараткару в ужасе выбежал из дома и готов был уже отказаться от жены. Он вновь отправился в странствие, но через несколько дней был остановлен духами предков, которые вновь напомнили ему о своей воле — последний представитель рода должен оставить потомство. И Джараткару вернулся к Манасе.

Прошло несколько лет, и над Бхогавати нависла опасность. Жестокий царь Джанамеджая собрал своё воинство и отправился в поход на царство нагов. Он мечтал истребить всех змей и змеелюдей-нагов. Мечтал он и поживиться за счет знаменитых нагских сокровищ. Великий город нагов был хорошо защищен — все входы в подземные залы Бхогавати были завалены камнями, оставались небольшие тайные проходы, через которые наги держали связь с внешним миром. Все подступы к городу нагов были отрезаны. И жестокий царь Джанамеджая решил взять нагов измором. Об осаде Бхогавати стала известно и Чанди. Она призвала своего сына Сканда и попросила его оказать поддержку Джанамеджайе.

Сканда удивился, зачем это нужно матери, но она объяснила. Конечно, во всем был виноват Васуки.

У Чанди был созданный Шивой Атман-амулет, позволявший вспомнить давно забытое, увидеть свои прошлые воплощения, а в случае с супругой Шивы — вернуться к своим благим формам, например, к любимой Парвати. Ганеша все время просил Чанди взять его и приложить к солнечному сплетению, чтобы она снова стала его любимой мамой — вспомнила, какой нежной, доброй и терпимой она была в облике Парвати.

Когда пришло приглашение на свадьбу Манасы, Шива запретил жене брать с собой Атман-амулет. Однако Васуки уговорил Чанди ослушаться Шиву. Просьбу эту Васуки объяснил тем, что ему якобы необходимо было вспомнить свои прежние инкарнации, чтобы знания предков использовать во благо своего народа. За это царь нагов обещал ей множество драгоценных даров. Чанди дала себя обмануть, потому что, даже будучи дэви, как и любая женщина, обожала украшения.

Вернувшись из Бхогавати, Чанди обнаружила, что у нее в ларце подделка, лишенная волшебногй силы.

Атман-амулет лежал в ларце в покоях Чанди. Комната либо была закрыта, либо в ней находилась Чанди. Единственным временем, когда подлинный Атман-амулет мог пропасть, была та самая ночь, когда Джараткару сбежал от Манасы, а Сканда дрался с Васуки. Именно тогда Чанди покинула свою комнату и ушла к Шиве, оставив дверь открытой.

Сканда усомнился: Васука не мог украсть Атман-амулет, так он все это время или ругался, или дрался с Скандой.

Но Чанди настаивала: амулет могла взять Манаса или сама, или по просьбе Васуки. Ведь когда поднялся переполох из-за змей, а супруги покинули брачное ложе, никто не видел, что происходит пере покоями Чанди. Драка Сканда и Васуки в центральном зале случилась позже.

Кто бы ни взял Атман-амулет, искать его следовало в Бхогавати.

И делать это нужно было в тайне от Шивы, который, узнав о потере Амулета по вине Чанди, пришел бы сокрушительную ярость. Сканда понимал это. Вернуть Атман-амулет на Кайлас было необходимо.

В полном боевом снаряжении, на любимом павлине Сканда двинулся на поддержку войск Джанамеджайи. Он страстно желал помочь своей матери. Но как бы Сканда и Чанди ни старались держать свои намерения в секрете, о планах покорить Бхогавати стало известно мудрому Ганеше. Ганеша попытался остановить своего брата, призвав не причинять зла мудрым и благородным нагам. Сканда был непреклонен.

Когда Сканда присоединился к осаде Бхогавати, город уже не мог устоять. Все каменные укрепления разлетелись в пыль. Войска Джанамеджайи ворвалась в истерзанный город. Но все надежды на разграбление сокровищ нагов развелись, как туман. Ни одного драгоценного камня, ни одного золотого украшения захватчики так и не увидели на подземных улицах Бхогавати. Разъярённые воины Джанамеджайи стали истреблять всех нагов и змей. В неравном бою погиб и сам царь нагов Васуки. Никому из защитников города не удалось выжить, но они успели спрятать и увести из города часть своих женщин и детей, которые обрели человеческий облик и стали неотличимы от людей.

Когда город пал, Сканда пытался найти Атман-амулет в Бхогавати, но так и не нашел. Он пришел к матери и сообщил ей об этом. Чанди не поверила сыну и сама отправилась в разоренной город, но вернулась ни с чем.

Шива пришел в ярость. узнав о гибели Бхогавати. Спустившись под землю, он увидел смерть и разрушение и был поражен тем, что все драгоценности и сокровища Бхогавати куда-то исчезли. Шива вырвал у себя пучок волос и бросил его на землю. Из пучка появился родился ужасный тысячерукий демон Вирабхадра. Он был так высок, что доставал до неба, лицо его было темнее грозовой тучи, а три глаза пылали огнем. Демон преследовал войско Джанамеджая до края земли, а затем обрушил его в океан. Вирабхадра так бушевал, что перепахал всю землю вокруг горы Меру, и все пути в Бхогавати оказались стерты. С тех пор никому не удавалось найти дорогу в город нагов.

Когда же Шива вернулся в Кайлас, отцовский гнев испытал на себе и Сканда за то, что не остановил разрушителей города нагов. Сканда стойко молчал, так и не признавшись в своей помощи Джанамеджайе. И тем более ни словом не обмолвился он о том, какое поручение дала ему Чанди. Ведь Шива поклялся покарать всех, кто помог Джанамеджайе истребить нагов.

Спустя некоторое время на Кайлас вернулась Нета. Чанди не спорила и не злилась. Она молчала о пропаже Атман-амулета, лишь попросила Сканда, чтобы он продолжил его поиски, но тихо, без шума и драк. А чтобы Сканда сумел его опознать, она отдала ему ту самую подделку, которую обнаружила у себя.

Поиски затянулись на годы.

Сканда, выполняя просьбу Чанди, часто оборачивался простым юношей — воином по имени Синг. Он заходил в города и селения и спрашивал людей, не видел ли кто-нибудь драгоценный амулет, точно такой же, как у него. Иногда сын Шивы был один, иногда находил компанию — славных воинов или удалых купцов. Тогда он не отказывал он себе и в земных удовольствиях — вкусной пище, а порой и женских ласках. Встречались на его пути милые красавицы, готовые бежать вслед за ним. Сканда не запоминал их имен, но хранил в памяти лица. Каждой Сканд дарил на память какую-то вещь или украшение, достойные Кайласа. Возможно, по ним он когда-нибудь узнает своих милых подруг.

Поиски Атман-амулета затягивались, Чанди сердилась и упрекала Сканда в нерасторопности. В этом была своя правда. Молодому богу войны нравились людские развлечения, а поиски Атман-амулета были лишь предлогом покинуть Кайлас.

В тот день Сканда спокойно расхаживал по ярмарке с копией амулета поверх одежды. У него было странное чувство, что сегодня он сумеет отыскать Атман-амулет. Внезапно к нему подбежала юная девушка и, не задумываясь, выпалила:

— Этот медальон... я знаю точно такой же... Откуда он у тебя?

Сканда заинтересовался.

— Ты уверена? Точно этот? — спросил он, снимая с себя драгоценный медальон и протягивая ей в руку.

— Да, такой же... или почти...

И тут Сканда увидел на запястье девушки браслет, который много лет тому назад дарил одной из влюбленных в него красоток. Кажется, это было в селении Кхаджурахо.

— А этот твой браслет? Откуда он?

— Этот браслет мне дала мама.

Сканда задумался, он отвел девицу к берегу реки, подальше от толпы, чтобы поговорить.

Девушку звали Мирой, а Сканда, как всегда, назвался воином Сингом. Он не собирался ее каким-либо способом соблазнять и очаровывать, тем более, что она вполне могла оказаться его дочерью. Сканде нужно было выяснить, где находится Атман-амулет.

Мира, как казалось, ничего не скрывала. Они с матерью прибыли в Андхру из Кхаджурахо и нанялись в дом семейства Ману, чтобы подготовить девушку по имени Пратима к свадьбе с юношей по имени Рохан. Свадьба должна состояться очень скоро, в день весеннего равноденствия, у родителей слишком много забот, а подобрать наряд, украшения, обучить всем тонкостям церемонии и, главное, морально подготовить невесту было некому. Семья почему-то очень спешила.

Однако, как водится, сама девушка не горела желанием выходить замуж. Она предложила Мире щедрое вознаграждение — хранящийся у нее с детства амулет (неужели тот самый Атман?!) за устроенный для нее побег. Самостоятельно побег невесты Мира устроить не могла, а потому пришла на ярмарку, чтобы найти себе союзника — какого-нибудь крепкого парня. И этим парнем, конечно, должен был быть Сканда, вернее воин Синг.

Было немного непонятно, на что эта Мира рассчитывала, вот так наивно открывшись первому встречному. Зачем она подошла именно к нему? Ах, да... медальон — копия Атман-амулета. Сканда не собирался устраивать побеги никаким строптивым невестам — история эта стара, как мир. К тому же он обещал матери не устраивать шума во время поисков пропавшего амулета. С другой стороны, амулет вроде бы должен был привести к пропавшей Манасе, которую они уже столько лет разыскивали. Поэтому Сканда решил действовать осторожнее, посоветовавшись с Чанди.

 — Мне нужен тот амулет, что ты видела, — мрачно сказал он.

— У меня его нет! — ответила Мира. — Мне отдаст его Пратима, если побег будет удачным.

— Нет! Амулет мне нужен сейчас. Побег потом. Если хочешь, возьми сейчас мой, такой же, и подмени. Мне нужен именно тот, что сейчас у Пратимы. А потом я займусь ее проблемами.

Мира подумала и согласилась.

Сканда отправился на Кайлас и рассказал о случившемся Чанди, и она воодушевилась.

— Как ты думаешь? А может быть эта невеста самой Манасой? — спросила Чанди.

— Скорее она ее дочь, — предположил Сканда.

В это время вошел Шива. Он услышал конец этого разговора.

— Вы говорите о Манасе? Вы нашли ее?

— Мы только предполагаем, отец. Есть одна девушка, она скоро выходит замуж... И у нее те же украшения, что некогда были у Манасы, — соврал Сканда.

— Найди сестру, — печально сказал Шива. — Я хочу снова ее увидеть.

Вскоре на Кайласе стало известно, что узнал Сканда.

В селении Андхра готовится свадьба Рохана и Пратимы. Невеста каким-то образом связана с пропавшей дочерью Шивы, возможно, является ее дочерью, ведь у нее оказались украшения пропавшей богини. А это значит, что на церемонии может появиться сама Манаса.

Сканда ходил возле дома Ману и ожидал Миру, которая должна была принести Атман. Девушка всё не выходила. А тем временем вокруг домов жениха и невесты началась настоящая суета. Откуда-то показался большой слон, который привёз купца Арджуна, и теперь всё селение обсуждало его приезд и свадьбу, которая должна состояться вот-вот. Сканда удивился, ведь именно эту свадьбу Мира просила предотвратить. А ее все не было. Можно было, конечно, ворваться в дом и её поискать. Для бога войны это не составило бы никакого труда, но он обещал матери, что не буде шуметь среди людей. Поэтому Сканда просто ждал. Какие то люди бегали из дома в дом.

Из дома Ману показались две женщины и пошли быстрым шагом в сторону соседнего дома, возле которого стоял слон. Сканда видел их со спины, но вдруг одну из них от ворот окликнула Мира: "Мама!" Сканда заинтересовался. Сканда стал в стороне так, чтобы его не заметили. Неужели это та самая женщина, с которой он никогда провёл ночь и оставил ей свой браслет, которая на затем передала дочери? Скандал присмотрелся внимательнее, острый взгляд бога позволял ему это делать, но как бы он ни всматривался в черты лица этой женщины, он не мог вспомнить, что был с ней близок. Нет, Сканда не мог этого забыть. Не ужели здесь какой-то обман ?

Наконец показалась сама Мира, но не одна, а в обществе с каким-то молодым человеком. Они остановились прямо на улице и начали о чем-то оживленно разговаривать.

Сканда не выдержал. Быстрым шагом он подошёл к Мире, схватил её за руку и силой отвел в сторону.

— Ты принесла то, что я просил?

Мира побледнела и, дрожа от страха, пролепетала:

— Я... я принесу, но... но потом. Мне обещали отдать это позже.

— Ну я же сказал, что ничего не буду делать, пока не получу то, что я хочу!

Три паренька внимательно следили за происходящим. И вдруг один из них выскочил вперед и громко заявил:

— Оставь мою сестру!

— Твоя сестра обманула меня! И еще она присвоила одну мою ценную вещь. Так же, как... — Сканда перевел взгляд на ее запястье, — как она нечестно присвоила этот браслет!

— Как ты смеешь обвинять мою сестру в нечестности! — воскликнул Камал и, не выдержав, и со всего размаху ударил Сканду в грудь.

Дальше произошло то, что Сканда совсем не ожидал. У Камала появилось еще две головы и по две лишних пару рук и ног. Сканда думал, что только он так умеет делать во время драки. Конечно, для бога войны такой противник был негрозным, ведь у него самого боевых наборов конечностей-голов было в два раза больше. А уж боевого опыта — в тысячу раз. Драка вышла быстрой и победоносной. Впрочем, Сканда не хотел причинять здоровью юноше серьезный ущерб, он просто очень быстро повалил его на лопатки.

Мира завизжала, а люди вокруг закричали от ужаса. Из дома Вазу стали выглядывать гости свадьбы.

И вдруг огромный слон, до сих пор мирно стоявший на месте, двинулся в сторону дерущихся. Он подошёл вплотную к Сингу, протянул свой хобот, обхватил и крепко зажал его. В следующую секунду воин, вновь обретший нормальный, человеческий вид, уже висел в воздухе, плотно стиснутый хоботом слона.

Сканда не сразу понял, что слон, стоявший возле дома, — это на самом деле замаскировавшийся его родной брат. Только когда его мощный хобот подхватил его, бог войны сообразил что слон — не просто слон. Ганеша отнес Сканду куда-то подальше и спросил спокойным тоном:

— Эх брат, брат, что же ты тут делаешь?

Ганеша, конечно, всегда его поддерживал и выгораживал перед отцом, склонным часто впадать в гнев, однако рассказать всю правду Сканда не мог, потому что обещал Чанди.

— Ты же знаешь, брат, что мы оба с тобой ищем Манасу. Она должна быть где-то здесь.

— Это я знаю, Сканда, — ответила Ганеша. — Но что ты хотел от этой девушки? О какой ценной вещи ты говорил?

Сканда не мог ответить на этот вопрос правду.

— Речь идет всего лишь об одной драгоценности нашей матери. Я по своей глупости передал ее этой девушке.

— Зачем? — удивился Ганеша.

— Ты же знаешь, брат, что я тоже мужчина, — усмехнулся Сканда. — Но я очень прошу тебя, не расспрашивай дальше и лучше не рассказывай это все отцу.

Мудрый Ганеша с пониманием покивал.

— Хорошо, не буду расспрашивать. И ты знаешь, что я нашему отцу вас с матерью никогда не выдавал. Да, я забыл тебе сказать! Я же нашел Манасу! Она здесь, на свадьбе. И я бы хотел поговорить с ней.

Сканда обрадовался и потащил Ганешу обратно к людям. Проходя мимо дома Ману, они увидели свою сестру Манасу и одного юношу, лекаря.

Оба они застыли в изумлении, прислонившись к стене дома. Конечно, Ганеша же забыл замаскироваться и шел, демонстрируя всем свою божественную слоновью голову.

— Я с ней поговорю, — громко сказал Ганеша Сканде и пригласил хоботом знахарку в дом.

Все домочадцы испуганно выглядывали наружу из-за дверей и окошек, но никто не решался подойти поближе. Ганеша между тем сказал Манасе:

— Здесь слишком много лишних глаз, а мне надо с тобой поговорить.

Он взял за руку сестру и отвёл в пристройку, выступающую между двумя дворами. Ракеш и Сканда остались снаружи.

Сканда когда стоял на улице в облике Синга и ждал, пока выйдет Ганеша с сестрой Манасой. Он отошел в сторону, чтобы не привлекать внимания зевак. На его глазах в сторону дома Ману прошел солидный и знатный мужчина, но спустя некоторое время он выбежал взволнованный и устремился в обратном направлении, в дом Вазу. "Наверняка увидел Ганешу и теперь разнесёт слухи. Нехорошо это", — подумал Сканда. Через некоторое время тот же знатный мужчина вновь появился, ведя за собой ещё одного человека. Оба они шли быстрым шагом к дому невесты, и до ушей Сканда долетело имя его брата. "Так и есть", — вздохнул Сканда.

И вдруг вслед за ними, из других ворот дома жениха, вышла мать Миры, а вместе с ней женщина, которую Сканда узнал. Это была та самая девушка, с которой много-много лет тому назад он провел незабываемую ночь. Именно ей он подарил тот самый браслет, что видел на руке у Миры. "Мама, мама!" — раздался чей-то голос позади. Это бежал тот самый брат Миры, что так опрометчиво пустился со Скандой в драку. Обернулись обе женщины. Сканда уже ничего не понимал.

Из дома вышел Ганеша, и Сканда последовал за братом.

— Она ничего не помнит, — признался разочарованный Ганеша. — Я схожу к Чанди и попрошу у нее Атман-амулет, чтобы Манаса вспомнила все.

Сканда промолчал, он не знал, что сказать брату.

Ганеша и Чанди появились чуть позже. Ганеша решил больше не смущать своим видом местных жителей и вновь замаскировался под слона и всадника Динеша. Чандра же без труда нашла в общей толпе Сканду в облике простого юноши воина отвела в сторону и просто потребовала дать объяснение. Сканде ничего не оставалось, как рассказать всю историю про Миру и потерянные амулет.

— Я не знаю что здесь делать, Мне запретили применять силу, но без этой силы, похоже, тут не обойтись. Ко мне подошла девушка, которая узнала поддельный амулет, что ты мне дала. Она утверждала что у невесты, которые сегодня выходит замуж, есть подлинный, точно такой же амулет в шкатулке. Девушка взялась его мне принести, обменяв на твою поделку. Я ей даже за это пообещал расстроить свадьбу, потому что, как это часто вводится, жених и невеста не хотят вступать в брак. Но девушка меня обманула.

— И где же этот амулет находится сейчас?

— В шкатулке в этом доме.

— Так зачем же дело стало? — сказала Чанди и отправилась в дом.

Ганеша потопал следом огромным ездовым слоном.

А перед Скандой неожиданно появилась Нета и потребовала рассказать то, что он сказал Чанди. Сканду уже было все равно, и он повторил.

***

А утром над Андхрой и окрестностями разнесся громогласный голос Шивы.

— Найдите мне Атман-амулет! Я покараю того, кто мне его не отдаст.

 

 

Семейные тайны, общие с Чанди: 1) разорение Бхогавати (Ганеша тоже знает, но молчит), 2) поиски Атман-амулета.

Страшная тайна: любовные похождения среди людей.