Первое упоминание о Вавилонском царстве относится к 1895 году до н.э. и отсчитывается от правления I Вавилонской династии. А всего их было 10.
I Вавилонская (аморейская) династия 1895 - 1595 гг
II Вавилонская династия (I династия Страны Моря)
III Вавилонская (Касситская) династия 1595 - 1157 гг
IV Вавилонская династия (II династия Исина) 1156 - 1026 гг
V Вавилонская династия (II династия Страны моря) 1025 - 1004 гг
VI Вавилонская династия (Династия Бази) 1004 - 984 гг
VII Вавилонская династия (Эламская династия) 984 - 979 гг
VIII Вавилонская династия (Династия «Э») 979 - 732 гг
IX Вавилонская династия 732 - 627 гг
X Нововавилонская (халдейская) династия, начала правление в 626 году до н.э.
О ней-то и пойдет речь.
Формально ее родоначальник - Набопаласаар (аккад. Набу-апла-уцур, букв. «Набу наследника храни») был назначен на управление Вавилоном, тогда еще зависимой Ассирийской колонией в 629 году д.н.э. Но через 3 года восстаний по всей территории, Вавилон скинул протекторат царя Ассирии и Набопаласаар основал свое Нововавилонское царство и Х династию Вавилонских царей.
В 605 году до н.э., он скончался, оставив сыну - Навуходоносору царство, все также борющееся с Ассирией и зажатое между Лидией, Мидией и Египтом.
Навуходоносор II (аккад. Набу-кудурри-уцур, букв. «Набу первенца храни») правил с 7 сентября 605 по 7 октября 562 года до н. э. Еще будучи принцем, он возглавлял войска Вавилона в завоевательных походах и даже о смерти отца узнал где-то на отодвигаемых границах с Сирией.
Уже царем, походами и успешными женитьбами, Навуходносор расширил границы империи за счет Заречья, финикийских, иудейских земель, подчинил целую вереницу независимых городов-государств. Превратив государство из оазиса посреди пустыни между двух рек в раскинувшееся от моря до моря царство. Теперь Вавилония имела и морские ворота в Средиземном и Красном морях.
При Навуходоносоре Вавилония превратилась в процветающую страну. Это было временем полного возрождения, экономического расцвета и культурного развития. Навуходоносор находился уже в гораздо лучших условиях, чем его отец. Он получал дань, которая раньше шла в Ниневию, а потому не имел недостатка в рабочих руках и не должен был бороться за независимость. Его войны только увеличивали его материальные средства и доставляли вереницы пленных — даровых работников. Поэтому он оставил Вавилон совершенно обновлённым, и современные археологические раскопки обнаруживают почти исключительно его следы.
Навуходоносор приказал возвести висячие сады Семирамиды — одно из Семи чудес света. Правильное название этого сооружения — Висячие сады Амиитис: именно так звали жену вавилонского царя Навуходоносора, ради которой сады были созданы. Висячие сады просуществовали около двух столетий. Сначала перестали ухаживать за садом, затем мощные наводнения разрушили фундамент колонн, и все сооружение рухнуло.
Подробная историческая справка
Навуходоносор является одним из действующих лиц библейской Книги Даниила. По замыслу книги, в конце царствования Навуходоносор в течение «семи времён» страдает от тяжкой болезни, напоминающей ликантропию, и состоящей в том, что человек воображает себя каким-либо животным. Это предание не имеет никаких исторических подтверждений, но тем не менее нашло отражение в культуре и искусстве.
Географически, границы Вавилонии времен Навуходоносора и его отца выглядели так:
Из имен великих царей- предшественников Навуходоносора, можно перечислять многих, но сейчас стоит вспомнить о двух:
Набонасар (аккад. Набу-нацир «Набу-хранитель») — царь Вавилонии, правил приблизительно в 748 — 734 годах до н. э., из VIII Вавилонской династии.
С именем Набонасара связана «Эра Набонасара»; именно с его первого года правления начал свою эру (то есть начальный пункт отсчёта хронологических вычислений) древнегреческий астроном и ученый Клавдий Птолемей, поскольку ему были известны астрономические наблюдения только начиная с правления этого царя. Эта эра началась 26 февраля (с началом года 1 тота древнеегипетского календаря) в 12 часов дня 747 года до н. э.
Это один из первых сквозных календарей и он очень быстро завоевал популярность не только в Вавилонии, но и в сопредельных государствах. Теперь вычислить возраст и определить дату события стало много проще.
Хаммура́пи («Старший родич — целитель») — царь Вавилона, правил приблизительно в 1793 до н. э. — 1750 до н. э., из I Вавилонской (аморейской) династии. Хаммурапи был искусным политиком и полководцем, с его именем связано возвышение Вавилона и долго действующий свод законов этой страны.
Законы Хаммурапи
-
Тот кто обвинил человека в убийстве, но не смог это убийство доказать карается смертью
-
Если один человек обвинил другого в колдовстве и не смог этого доказать, тогда обвиняемый должен погрузиться в реку — если утонет, значит виновен и обвинитель может забрать дом обвиняемого, если нет — обвинитель должен быть убит, а обвиняемый может забрать дом обвинителя.
-
За лжесвидетельство в суде в деле касающегося жизни человека — наказание смерть
-
За лжесвидетельство в деле не касающегося жизни человека — наказание в соответствии с тяжестью рассматриваемого дела
-
Если судья вынес окончательное решение по делу и оформил это документально, а потом изменил решение, то этот судья должен быть навсегда уволен и оштрафован на сумму двенадцати кратную исковой сумме
-
За кражу и скупку краденного имущества из дворца или храма — наказание смерть
-
Если человек купил что-либо или взял на хранение без свидетелей или договора, то этот человек вор и наказывается смертью
-
Если человек своровал вола, овцу, осла, свинью или же лодку, то, если это имущество принадлежит храму или дворцу, он обязан возместить в тридцати кратном размере, если же это имущество - собственность мушкенуму, он должен возместить ущерб в десятикратном размере. Если же этот человек не способен платить, он карается смертью.
-
Если человек увидел свою пропавшую вещь у другого человека, и тот, у кого была обнаружена пропавшая вещь приобрел ее при свидетелях или с договором, а хозяин может доказать что эта вещь принадлежит ему, то продавший эту вещь – вор, он должен быть убит. Хозяин может забрать свою вещь, а покупатель - взять из дома продавца потраченные средства.
-
Если покупатель не может доказать законность своей покупки, а хозяин пропавшей вещи может доказать что эта вещь его, то покупатель – вор, он карается смертью, а хозяин пропавшей вещи может ее забрать.
-
Если хозяин пропавшей вещи не может доказать что эта вещь его, то он – лжец и должен быть убит.
-
Если продавец умер, то покупатель может взять в доме продавца сумму иска в пятикратном размере.
-
Если свидетели в данный момент отсутствуют и не могут быть допрошены, то судьи назначают срок до шести месяцев, в течение которого необходимо обеспечить явку свидетелей, если этого не происходит, то этот человек – лжец и должен понести наказание.
-
За кражу малолетнего сына другого человека — наказание смерть
15-20: статьи, защищающие рабовладение. Наказание за пособничество бегству рабов — смерть.
21: неприкосновенность жилища граждан. Наказание — смерть.
22-24: возмещение урона, нанесённого человеку грабителями — община или староста должны были возместить весь ущерб.
25: воровство при пожаре — наказание: «человек должен быть брошен в этот огонь».
26: уклонение от воинской службы. Наказание — смерть. 27-39: судьба имущества (поле, сад, дом), выданного царем редуму или баируму, которые за это должны нести воинскую службу. Наследственная передача имущества и воинской повинности. Невозможность продажи выданной царем собственности, а также передачи его жене или дочери.Если человек уклоняется от воинской службы, он должен быть наказан смертью.
27-39: судьба имущества (поле, сад, дом), выданного царем редуму или баируму, которые за это должны нести воинскую службу. Наследственная передача имущества и воинской повинности. Невозможность продажи выданной царем собственности, а также передачи его жене или дочери.
40-41: регулируются вопросы гражданского звания путем покупки имущества.
42-46: вопросы аренды поля и ответственности арендатора с указанием штрафов и наказаний за нерадивость.
47: преимущественное право арендодателя возобновить аренду.
48: защита арендатора от стихийных бедствий — «проценты за этот год не платить».
49-52: наёмным работникам на поле не принадлежат результаты их труда.
53-56: если человек был нерадив в отношении укрепления плотины, которая находится на его земле, то в наказание он должен возместить убытки вплоть до продажи его самого в рабство.
57-58: выпас скота на поле. Наказание — 20 гуров зерна за каждый бур площади, если это произошло ранней весной, или 60 гуров зерна, если летом или осенью, причём урожай с испорченного поля должен собрать сам пастух.
59: недопустимость уничтожения садов граждан. Штраф за каждое дерево 1/2 мины серебра.
60-66: регулирование отношений аренды сада, найма садовника. При аренде существующего сада чётко указано, что 2/3 дохода принадлежит хозяину. При закладке нового сада на 5-й год садовник приобретает право на половину сада, но до этого не получает ничего.
67-72: не сохранились.
73: аренда жилища. Авансовый платеж возвращается жильцу полностью, если договор аренды расторгается по инициативе хозяина жилища.
74-87: не сохранились.
88: предельная ставка процента ростовщику: 33,5 % зерном или 20 % серебром. Нарушение курса в большую сторону освобождает должника от обязательств.
89-90: установлен курс возврата долга, взятого серебром, если он возвращается в виде зерна: 100 ка серебра = 1 гур зерна.
91-92: не сохранились.
93-96: ростовщики обязаны засвидетельствовать сделки перед представителем государства. Наказание ростовщику вплоть до потери права на весь долг.
97-98: не сохранились.
99: распределение прибыли и убытков в товариществах — поровну поделить перед богом.
100—282: Значительная часть из них относится к семейному праву.
Отдельным параграфом выделены правила наследования престола.
Женщины не могут претендовать на престол.
В случае смерти царя, при отсутствии иного завещания, престол наследует его старший сын и далее сыновья по старшинству. Если сын не достиг совершеннолетия, то будет назначен регент из ближайших родственников, несовершеннолетний наследник в таком случае будет считаться соправителем.
Условия вступления в силу завещания:
-завещание должно быть составлено рукой царя
-завещание должно быть скреплено царской печатью в присутствии высокородных свидетелей.
Только в случае соблюдения перечисленных правил, завещание царя будет считаться действительным и обретет юридическую силу.
Господствующее положение в семье занимает муж. Он может продать жену и детей в пожизненное рабство или отдать на три года в долговую кабалу.
Жена может без ведома мужа распоряжаться своей долей имущества, покупать землю и рабов, выступать в суде по имущественным спорам в качестве свидетеля.
Запрещаются браки между родственниками и между мачехой и пасынком.
Брак заключается на основании письменного договора между мужем и отцом невесты. Жена может лишь добиться отказа мужа в будущем закладывать ее за долги. За невесту отдается приданное, которое служит компенсацией за потерю работницы и после заключения брака рассматривается как ее имущество. Приданное остается у мужа, если развод произошел по причине предосудительного поведения жены.
Возможен развод по инициативе мужа. Жена имеет право на развод лишь при наличии серьезных причин (длительной измены мужа, смена им местожительства). Дети остаются у отца. Если жена не рожает детей или рожает только девочек, то муж имеет право взять наложницу или рабыню, а жену либо оставить в доме, либо «отвергнуть ее», но при условии возврата ей приданного. Детей, рожденных от рабынь, он мог узаконить.
Если муж, отправившийся в военный поход, попал в плен, жена может выйти замуж вторично, когда у нее не останется иных средств к существованию, причем в случае возвращения мужа из плена жена должна будет вернуться к нему.
О городе.
Вавилон был прежде всего не разбойно-развратно-ростовщическим городом (как его описывают дошедшие до нас многочисленные легенды), а центром науки и ремесла, родиной театра и оригинальных диалогов. Кстати, Вавилон был и законодателем древней «всемирной» моды. Космополитичность одежды рано проявилась как раз в Вавилоне. Уже первые вавилонские цари совместили в своем одеянии традиции шумерские и аккадские: на голове они носили семитскую шапку-тюрбан (похожую на головной убор египетских царей), а плащ был шумерским.
Горожане Вавилона, по Геродоту, одевались так: спускающийся до пят льняной хитон, поверх него другой, шерстяной, затем белый короткий плащ. Обувь — кожаные башмаки. Волосы скреплялись повязкой вокруг головы. Каждый мужчина носил с собой посох, украшенный сверху набалдашником (яблоком, розой, орлом, лилией). Также при себе вавилоняне постоянно держали печати — цилиндры, призмы, конусы из драгоценных и полудрагоценных камней или обожженной глины — для скрепления договоров.
Царские печати — цилиндры из лазурита.
Одежды были разноцветными, яркими — красными и синими. Кстати, это любимые цвета Вавилона. Также были желтые, зеленые, коричневые, черные и белые одежды. Их обильно покрывала вышивка. В ходу была косметика и украшения — серьги, перстни, браслеты, ожерелья, пряжки, броши из серебра, бронзы, меди, железа и драгоценных камней. Народ попроще носил обычно разноцветные туники.
Деньги в Вавилоне были серебряными; но и зерно служило мерой торгового обмена из расчета 1 килограмм серебра за 60 килограммов зерна. Эталонный талант был найден в одном из хозяйственных помещений Эсагилы. Это слиток серебра в форме лежащей утки с надписью, заверяющей истинную точность веса. Торговцы пользовались гирями-камнями в форме яйца. Вначале серебро взвешивали; потом деньги постепенно превратились в куски серебра с царской печатью. Векселя писались в форме простых глиняных табличек.
Вавилон прославился в мире своими мастерами. Художники, скульпторы, резчики, златокузнецы, ткачи и вообще люди всех профессий ценились невероятно высоко.
Вавилон торговал с другими державами и племенами исключительно собственной продукцией, а ввозил только сырье. Спрос на вавилонские изделия был так высок, что, например, вышитые льняные ткани соперничали у царей, вельмож, богатых людей в Греции и Лидии с египетским виссоном. Славились и поделки из стеклянного сплава "под лазурит". Изобретение вавилонян — кожаные бурдюки, наполняемые воздухом, игравшие роль понтонов для мостов. Они входили в воинскую амуницию.
Вавилонский календарь.
Разновидность лунно-солнечного календаря, использовавшегося в древней Вавилонии.
Год в вавилонском календаре образовывался из 12 месяцев состоящих из 29 и 30 дней попеременно. Названия месяцев в вавилонском календаре известны для периода после X в до н. э.
Название месяца/ Число дней/ Соответствие
Нисану (Нисан) 30 Март/Апрель
Айру (Айар) 29 Апрель/Май
Сивану (Симан) 30 Май/Июнь
Дуузу (Дуз) 29 Июнь/Июль
Абу (Аб) 30 Июль/Август
Улулу (Элул) 29 Август/Сентябрь
Ташриту (Ташрит) 30 Сентябрь/Октябрь
Архасамна (Арахсами) 29 Октябрь/Ноябрь
Кисливу (Кислим) 30 Ноябрь/Декабрь
Тебету (Тебет) 29 Декабрь/Январь
Шабату (Шабат) 30 Январь/Февраль
Аддару (Аддар) 29 Февраль/Март
Начало года приходилось на неомению (первое появление лунного серпа на небе после новолуния), ближайшую к весеннему равноденствию, для чего время от времени вводился дополнительный месяц. До V в. до н. э. дополнительные месяцы вводились по специальному распоряжению властей. Известен приказ царя Хаммурапи от 1760 до н. э. о введении дополнительного месяца Улулу, для того чтобы компенсировать «недостаток года».
Вавилонские астрономы сверяли свой календарь со звёздным небом. Около 700 г. до н. э. был составлен учебник по астрономии («Муль апин»), в котором были собраны данные о гелиакических восходах различных звёзд.
Вавилонский календарь стал прототипом для ассирийского, еврейского и других календарей.
Вавилоняне писали клинописными значками на глиняных табличках, которые в немалом количестве дошли до наших дней.
Вавилонские математические тексты носят преимущественно учебный характер. Из них видно, что вавилонская расчётная техника была намного совершеннее египетской, а круг решаемых задач существенно шире. Есть задачи на решение уравнений второй степени, геометрические прогрессии. При решении применялись пропорции, средние арифметические, проценты. Методы работы с прогрессиями были глубже, чем у египтян. Линейные и квадратные уравнения решались ещё в эпоху Хаммурапи; при этом использовалась геометрическая терминология (произведение ab называлось площадью, abc — объёмом, и т.д.).Встречаются также кубические уравнения и системы линейных уравнений. Венцом планиметрии была теорема Пифагора.
Шумеры и вавилоняне использовали 60-ричную позиционную систему счисления, увековеченную в нашем делении круга на 360°, часа на 60 минут и минуты на 60 секунд.
Предполагается, что такая система возникала исходя из количества фаланг пальцев на руке при подсчёте их большим пальцем той же руки. Фаланги пальцев использовались как простейшие счёты (текущее состояние счёта засекалось большим пальцем), вместо загибания пальцев, принятого в европейской цивилизации. Некоторые народы Нигерии и Тибета используют двенадцатеричную систему счисления в настоящее время. Вавилоняне использовали вторую руку и загибали пальцы для фиксирования количества полных дюжин и таким образом существенно обгоняли своих европейских потомков, считая на пальцах рук до 60.
Боги Нововавилонского Царства.
Мардук - «сын чистого неба», верховный бог Междуречья, покровитель Вавилона. Согласно мифу, владыка Вавилона Мардук по единогласному решению богов стал царем в мире богов; он владелец таблиц судеб, отобранных у побежденного дракона.
Милитта - богиня-покровительница Вавилона, супруга бога Мардука. Богиня природы и плодородия. Геродот рассказывает, что ни одна вавилонская девушка не имела права располагать своим будущим, не предавшись проституции в храме Милитты, куда стекались иностранцы. В святилище совершался ритуал кадишту - принесение в жертву девственности.
Аруру - богиня-мать, прародительница богов и людей.
Энлиль (Бел)- "господин воздуха", божество воздуха, чужих земель, покровитель царской власти и ревнитель царского благочестия.
Нинлиль (Белит)- богиня, жена бога Энлиля, “владычица воздуха”, Нинлиль после битвы с демонами Лэнга попала в их мир (т.е. Лэнг), и сменила специализацию, став богиней мучений, смерти и уничтожения всего, на что взглянет, сняв маску.
Энки - "господин земли", божество пресных подземных вод, покровитель магии и искусств, создатель и покровитель человечества.
Нинки- богиня, жена бога Энки
Ану - бог неподвижного небесного свода, звездного неба; старейшина богов.
Ураш (Анту) - богиня, жена старейшины пантеона, бога Ану
Шамаш - бог Солнца и справедливого суда.
Айя - богиня, жена бога Шамаша.
Иштар - божество любовной и воинской страсти, могло быть как мужского, так и женского рода
Син - Вавилонский бог Луны, месяц —- это орудие бога, а луна — его корона. Син — враг злоумышленников, так как его свет раскрывал их порочные замыслы.
Нингал - богиня, жена бога Сина
Нергал - божество Подземного мира, эпидемий и смерти
Эрешкигаль - супруга Нергала, богиня Подземного мира, смерти и мрака, следит за тем, чтобы умершие не возвращались из “нижнего мира” (Иркалла)
Набу- бог мудрости и грамотности, сын Мардука, покровитель наук и искусств
Ташмету - богиня, жена бога Набу, благожелательная, ходатайствовала перед другими богами за тех, кто ей молился, идентифицировалась с созвездием Козерога
Нинурта (Забаба) - божество войны и земледелия, сын Энлиля.
Гула (Бау) - супруга бога войны Нинурта, богиня врачевания.
Ишкур (Адад) - божество дождя, ветра, грозы и бури. Бог олицетворял как гибельные, так и плодоносные силы природы: губящие поля наводнения и плодородный дождь, в его же ведении — засоление почв. Если бог-ветер забирал дождь, начинались засуха и голод.
Шала - богиня, жена бога Ишкура.
На всякий случай демоны:
Микит - злой демон вавилонской мифологии.
Сидану - злой демон вавилонской мифологии.
Тирид - злой демон вавилонской мифологии
Умму - злой демон вавилонской мифологии
Шарабду - злой демон шумерской и вавилонской мифологии.
Лилит - в шумеро-аккадской мифологии ночная демоница вавилонского пантеона, считалось, что Лилит по ночам выпивала кровь у детей, а также соблазняла и истязала спящих мужчин.
В начале второго тысячелетия до нашей эры Ближний Восток переживал период серьезных социальных конфликтов и войн, в Вавилоне Мардук был вознесен до статуса Верховного Бога Шумера и Аккада.
Мардук был провозглашен Царем Богов вместо Энлиля, и другие боги должны были поклясться ему в верности и поселиться в Вавилоне, где их действия было легко контролировать.
Узурпация Мардуком божественной власти на земле сопровождалась масштабной подделкой древних текстов, которая была предпринята в Вавилоне. Самые важные тексты были переписаны и изменены таким образом, чтобы Мардук, а не Ану, Энлиль или Нинурта представали Властелином Небес, Создателем, Благодетелем, Героем.
Многочисленные мифы тех времен рассказывают о победе Мардука над войском Тиамат, воплощающей мировой хаос. Бог, вооруженный луком, дубинкой, сетью и в сопровождении четырех небесных ветров и семи бурь, созданных им для борьбы с одиннадцатью чудовищами Тиамат, вступил в бой. В разинутую пасть Тиамат он вогнал "злой ветер", и та не смогла закрыть ее. Мардук тут же прикончил Тиамат стрелой, расправился с ее свитой и отнял у убитого им чудовища Кингу (мужа Тиамат), таблицы судеб, которые дали ему мировое господство. Далее Мардук начал творить мир: он рассек тело Тиамат на две части; из нижней сделал землю, из верхней — небо. Причем бог запер небо на засов, приставил стражу, чтобы вода не могла просочиться вниз на землю. Он определил владения богов и пути небесных светил, по его плану боги создали человека и в благодарность построили ему "небесный Вавилон".